играю на Бансури (бамбуковая флейта)
продолжение под катом
Bansuri, made in India
Ба́нсури (ба́нсри) — индийский духовой музыкальный инструмент, вид поперечной флейты. Особо распространён в Северной Индии[1]. Где всюду Буленатные места, Бом Боле!
Бансури делается из отдельного полого стебля бамбука с шестью или семью отверстиями и одним двум тюнинг отверстиями на конце флейты
Бансури делается из отдельного полого стебля бамбука с шестью или семью отверстиями и одним двум тюнинг отверстиями на конце флейты
Существует две разновидности инструмента: поперечная и продольная. Продольная обычно используется в народной музыке и при игре удерживается губами подобно свистку.
Поперечная разновидность же наиболее используема в индийской классической музыке.
история из википедии
Древний музыкальный инструмент, ассоциируемый с пастухами и их традициями, он тесно связан с историей Кришны и Радхи, а также запечатлён в произведениях буддийской живописи, созданных около 100 года н. э. Бансури под названием вену(veṇu IAST) почитается как божественный инструмент Кришны[2] и часто ассоциируется с Раса-лилой; в мифологии упоминается, как мелодии, исполняемые Кришной на флейте, привлекали и очаровывали не только женщин, но и животных.
Североиндийская бансури, обычно 14-ти дюймов в длину, тон E, традиционно использовалась также в качестве инструмента для аккомпанемента, например, в музыке к фильмам.
Пандит Панналал Гхош (1911—1960) смог превратить бансури из обычного народного инструмента в инструмент серьёзной классической музыки. Он экспериментировал с длиной, диаметром и количеством отверстий бансури и пришёл к выводу, что более длинные и широкие в диаметре бансури позволяют лучше использовать низкие октавы.
Бансури варьируются в длине от 12 дюймов (называются мурали) до 40 дюймов (шанкха-бансури). От длины и толщины бансури зависит и её настрой — чем она длиннее, тем более низкие звуки можно из неё извлечь. Тональность бансури определяется по суре (ноте) Sа — на бансури эта свара звучит при зажимании трёх ближних отверстий. Наиболее распространены 20-дюймовые модели. Для игры на бансури с шестью отверстиями используются указательные, средние и безымянные пальцы обеих рук. Если же число отверстий равно семи, то используется и мизинец одной из рук или колено[3] .
Традиционно в Индийской классической музыке игра на бансури сопровождается фоновым аккомпанементом (бурдон) создаваемым восновном танпурой или шрути и ритмом воспроизводимым таблой.
Звук в бансури рождается колебаниями столбика воздуха внутри инструмента. Длина этого столбика варьируется в зависимости от закрывания или оставления открытыми различных отверстий бансури. Иногда отверстия закрываются лишь наполовину для создания бемольных или диезных нот.
Существуют специальные приёмы по закрытию отверстий на инструменте. Наиболее популярны из них стили Панналала Гхоша (закрытие отверстий самыми кончиками пальцев) и Харипрасада Чаурасии (закрытие подушечками пальцев). Высота звука также определяются манипуляциями с мундштуком и передуванием (более сильным вдуванием воздуха). Важен и выбор позы для игры, так как часто надо играть несколько часов.
коротко о индийской музыке
Индийская классическая музыка стремится к монофонии, и при ансамблевом исполнении единственная мелодическая линия оформляется фиксированными бурдонными звуками. "Всё сводится в один тон." Мелодические построения называются рага, ритмические — тала. Раги — закреплённые традицией ладоритмические построения, основные для классической музыки. Европейскими языковыми средствами они могут описываться как «мелодии», «темы». В процессе исполнения раги основная тема подвергается интенсивному интонационному развитию по принципу аналогичному джазовой импровизации. Однако, в отличие от последней, рага это не просто музыкальная тема, но и глубоко осмысленный философско-поэтический комплекс. Так, рага-васанта символизирует весну, рага-камала — лотос, рага-мегха — тучу, приносящую дождь, рага-шанти ассоциируется с состоянием покоя, рага-шрингара — с чувством любви, рага-хасья — с весельем и т. д.
В отличае от европейской музыки которая своей мелодией строит стержень, тему, индийская мелодия идёт ОТ стрежня, от формы, в противоположном направлении.
Raga (санскр. राग, rāgaḥ IAST — «цвет, настроение») — музыкально-эстетическая категория, охватывающая правила и предписания для построения крупной музыкальной формы в рамках индийской классической музыки. В более узком смысле рага — это мелодия, выстроенная в соответствии с классическим каноном. Рага неразрывно связана с другой категорией — тала (теорией музыкального ритма). B музыке Индии, этот термин означает как отдельный ритмический рисунок композиции (очень условно соответствуя западному понятию музыкального метра), так и вообще науку о музыкальном ритме.
Хотя рага с трудом поддается адекватному определению, она далеко не исчерпывается лишь указанием на используемый звукоряд. Прежде всего, каждая рага призвана передать определенную эмоцию или настроение (раса). Кроме того, для каждой раги имеется ряд технических предписаний, регламентирующих её звуковысотный состав, иерархию ладовых ступеней, особенности извлечения характерных тонов и их орнаментацию (гамакам), а кроме того, и специфические мелодические обороты, попевки (пакад). Наиболее явной характеристикой раги является её восходящий (ароха) и нисходящий (авароха) мелодические формульные обороты. При этом ароха и авароха (assent & dessent) некоторой раги могут иметь различающееся количество ступеней.
В индийской музыке исторически сложились две различные музыкальные системы (а также кодексы раг): тхаат в музыке Хиндустани и мелакарта в музыке Карнатаки. Имея общие сходные черты, эти две системы существенно различаются как по содержанию, так и по форме (например, раги, имеющие одно и то же название в обоих системах, могут не иметь ничего общего между собой по сути).
Все раги являются производными от семинотных (сампурна) звукорядов, кодифицированных в тхаате[3] (в музыке Хиндустани) и мелакарте[4] (в музыке Карнатики).
В музыке хиндустани, сформировавшейся на основе более ранней индийской музыкальной традиции в XIII—XIV веках и закрепившейся при правлении Великих Моголов, хорошо заметно значительное персидское влияние. Она широко распространена как в Индии, так и в Пакистане и Бангладеш.
Peter Lee (Uk) , мой mega учитель
Принципы построения раги
Звукоряд раги наиболее часто сводят к делению октавы на 22 неравные[5] микрохроматические ступени, реже — на 23 или 24 ступени. (в западной музыке всё проще, октава делиться на 12 одинаковых полутонов, в индийсккой на 23, 24 )
Каждая рага соответствует определенному таату — аналогу гаммы. Для создания раги из таата выбирается от 5 до 7 сур,нот, которые могут располагаться друг от друга на расстоянии одной или нескольких вводных ступеней (шрути), образуя раги с количеством звуков от 5 до 12. Исходя из выбора, каждый сур способен иметь несколько версий высоты[6].
Затем выбирается «размер» раги (джати) — суры, используемые при восходящей (ароха) и нисходящей (авароха) мелодии. Рага, которая использует и в восходящей, и в нисходящей мелодии все семь сур из таата, называется полной (сампурна).
Далее выбирается основная (или королевская) сура, называемая вади (король) — та, которая будет чаще других повторяться в раге и будет задавать её основное настроение. Кроме основной выделяют вторую по важности суру — самавади, (маленький король) она будет повторяться чуть реже. Остальные суры служат в основном для украшения.
Даже при использовании для создания двух раг одного и того же таата раги будут отличаться. Характерная для конкретной раги музыкальная фраза называется пакад, она служит «зацепкой» для того, чтобы отличить одну рагу от другой. Но также существуют раги без определенного пакада, для их описания достаточно задать таат, джати, ароха/авароха, вади и самавади.
Каждая рага должна исполняться в определенное время суток, в это время её воздействие на слушателя и исполнителя максимально. Есть также более грубое деление — на раги первой и второй половины дня. Для первого типа характерно нахождение вади между P и S', а для второго — между S и P (то есть в верхней и нижней частях октавы соответственно).
Raga Bhoopali на закате. Karnataka
Но не существует определенной теории, следуя которой, можно добиться звучания раги «по-утреннему» или «по-ночному» — это остается уделом конкретного исполнителя.
Рага имеет неопределенную длительность (впрочем, традиционно измеряемую часами), и обычно её изложение проходит в несколько разделов:
- Алап (или алаап, алапана) — абстрактное вступление, где происходит раскрытие раги. Музыкант на этом этапе как бы готовит слушателя к её дальнейшему развитию. Этот этап характеризуется отсутствием четкого ритмического пульса и ударных инструментов, свободной импровизацией. Обычно аккомпанемент включает в себя только танпуру. Это моя любимая часть)
- Джала — раздел, добавляемый только при исполнении раги на струнных музыкальных инструментах, имеющих дополнительные (аккомпанирующие) струны, например на ситаре. Характеризуется быстрым «переигрыванием» между основными и дополнительными струнами, создающим эффектный и красивый звук. На флейте можно играть имитируя звук струн.
- Джор (или джод) — раздел раги, в котором мелодические фигурации обретают ритмическую пульсацию, подготавливая слушателя к появлению некоего таала (грубо соответствующего западному понятию музыкального размера), обеспеченного при поддержке ритмического аккомпанемента перкуссии (в музыке Хиндустани это чаще всего табла).
- Гат — раздел, подчиненный таалу, где в аккомпанемент включается табла. Основная часть раги, темп которой может варьироваться (в зависимости от конкретной раги). Именно в этой части часто повторяется и обыгрывается пакад — характерный для раги мелодический оборот.
Таким образом, структура раги следующая: сначала идет алап, затем возможна джала, затем джор и/или гат, и в конце может опять идти алап.
Раса — конечная цель раги, духовное единение слушателя и исполнителя через музыку, передача слушателю настроения и чувств конкретной раги. Считается, что раса может быть достигнута только при исполнении раги в положенное для неё время года и суток.
Одним из древнейших письменных источников, излагающих музыкальную теорию Древней Индии, является «Натья-шастра», предписывающая каждому звукоряду определенный аффект и предлагающая классификацию всех аффектов (таких как грусть, радость, гнев).
Шаян учился у Бога
HariShankar (In), мой чувственный учитель
у Хари отлично получалось передовать настроение Раги
очень трогательнo )
в мае Хари ездил женился
на свадьбе в Варанаси со своей женой Nidhi Sitar Jaiswal
Charly Wintermeyer (Ger) серьёзный учитель
Prashant Mahale (In), мой вдохновляющий учитель из Гоа
Loubshang (Tibet), мой товарящ c бансури
RamKrishna (Nepal), мой старый добрый учитель из Непала
зимой, пока я жил в Гокарне, учился вокалу и рагам у Шри Рагавиндра (In)
Браза
Обучение индийской классической музыке ведется устно и индивидуально, со значительным акцентом на её воздействие на внутренний и внешний мир.
изготовление бансури
Изготовление бансури представляет собой целое искусство. Бамбук, годный для создания бансури, должен обладать сразу несколькими качествами: иметь стенки нужной толщены (мне нравится потолще), быть прямым с единообразным круглым поперечным сечением и длинными междоузлиями. Так как трудно найти стебли бамбука, отвечающие всем этим требованиям, то хорошие бансури редки и дорогостоящи. Подходящие виды бамбука (например, Pseudostachyum) свойственны лесам Ассама и Кералы.
В этом году в Гокарне я сделал свою первую флейту и понял что мне ещё нужно много много практики игры прежде чем браться за изготовление )
После подбора подходящих образцов бамбук выдерживается и сушится несколько лет, чтобы позволить природным смолам укрепить его древесину. Затем один конец бамбука затыкается пробкой, и прожигают отверстие для дутья. Отверстия для пальцев постепенно прожигаются раскалёнными прутьями, но не высверливаются, так как это может нарушить целостность ствола бамбука. Размещение отверстий для пальцев определяется измерением внутреннего и наружного диаметра ствола бамбука и дальнейшим использованием специальной формулы. После того как все отверстия готовы, бансури зачастую погружается в раствор антисептических масел(например касторовое или мендальное масло) , после чего очищается, высушивается и обвязывается шёлковыми или нейлоновыми шнурами одновременно в целях декорации и защиты от термического воздействия.
в том году Peter ездил в ассам, откуда притаранил фантастический бамбук
моя драгоценность
дорожная студия
мобильная версия
laos, Thailand, India, бесчисленные буленаты, джемы, баскеты, ежедневная практика...
прошло уже больше года а мне никак не надоест и даже наоборот!
крайние 2 месяца живя в Дарамшале я играл и учился минимум по 3-4 часа в день
теперь мне всегда есть чем заняться если у меня с собой флейта
отличный инструмент для путешествий
Комментариев нет:
Отправить комментарий